Ученые из Санкт-Петербурга рекомендовали оставить на городских маршрутах порядка 400 больших автобусов, около 200 трамваев и троллейбусов.
Стали известны первые результаты первого за 10 лет масштабного исследования маршрутной сети в Омске. О них омским журналистам рассказал доцент Санкт-Петербургского университета Александр Крылатов. Именно этот вуз за 1,9 млн рублей разрабатывает маршрутную сеть для Омска.
Фактически питерские исследователи с помощью математических методов и специальных программ подтвердили те доводы, которые специалисты департамента транспорта администрации Омска высказывали уже несколько лет. Как сообщил Крылатов, в Омске на самом деле переизбыток транспорта на центральных магистралях и его недостаток на окраинах. При этом некоторые перспективные улицы, такие как, например, Маршала Жукова, не включены в маршрутную сеть.
– Проанализировав сложившуюся в городе ситуацию, мы выявили следующее: в Омске транспортная сеть хорошо развита, но много автобусов малого класса. Пассажир ждет автобусы менее 1 минуты. Но из-за этого огромное количество транспорта сосредоточено в центре. Там перегруз. Все, что меньше 5 минут, приводит к заторам, оптимальный интервал составляет от 7 до 12 минут. Я проехался в омском транспорте и увидел, что в пробке более половины автобусов. В Питере такого нет, там нет столько автобусов. Водители автобусов в Омске почему-то игнорируют выделенные полосы. Это непонятно, – сказал доцент СПбГУ.
Ученый также не понимает, почему в Омске все маршруты вытянуты на линии ж/д вокзал – городок Нефтяников и ж/д вокзал – поселок Солнечный. Также много дублирующих маршрутов.
– Мы можем давать только рекомендации. Мы не исполнительная власть Омска. Мне пришло много обращений граждан из Омска. Просили даже остановки оборудовать туалетом, – сказал доцент.
Что же предлагают питерские ученые? Во-первых, по их мнению, в Омске нужно наполнить общественным транспортом улицы, на которых в настоящее время отсутствует транспортное обслуживание, такие как Маршала Жукова, Масленникова и ряд других. Во-вторых, и это главное, сделать смешанные маршруты, где бок о бок работают муниципальные и частные перевозчики. Там, где недостаточно подвижного состава муниципальных предприятий, подкрепить частным перевозчиком.
– Они должны работать по одним и тем же правилам. Соблюдать графики, интервальность, работать с проездными и ГЛОНАСС. Человек, заходя в автобус, не должен видеть разницы между частным и муниципальным автобусом, – отметил разработчик новой маршрутной схемы.
По словам Александра Крылатова, новая схема готова уже на 80%. Правда, раскрывать все ее детали он не стал. Подробности будут известны через 1,5 месяца. Петербуржец уверен, что на полное внедрение схемы понадобится 10–12 месяцев.
Еще один немаловажный аспект – сокращение количества подвижного состава при сохранении общего числа пассажирских мест (100 тысяч). СПбГУ рекомендовал оставить в Омске порядка 400 больших автобусов, около 200 трамваев и троллейбусов, сократить количество автобусов малого класса за счет увеличения количества автобусов среднего класса типа «ПАЗ» городского исполнения.
Сокращение количества маршруток позволит уменьшить заторы на дорогах и вредные выбросы. Так, например, на 335-м и 307-м маршрутах автобусы типа «Газель Некст», «Форд» и «Пежо» перевозчики заменили на более вместительные «ПАЗ Некст». При этом у перевозчиков будет гарантия того, что они с новыми автобусами без маршрутов не останутся.
К концу сентября разработчики представят два варианта новой маршрутной схемы. При этом они будут консультировать департамент транспорта еще в течение года.