Китайская Народная Республика уже много лет лелеет проект возрождения легендарного торгового канала – Великого Шелкового пути, в современном, разумеется, контексте. Инициатор готов вкладываться и в постройку новых магистралей – железнодорожных и автомобильных, реконструировать морские порты и речь идет не о собственной территории, но о всех тех краях, по которым должен пройти предполагаемый маршрут.
В мае минувшего года на саммите в Пекине главы многих государств высказались против проекта, мотивируя отказ и без того избыточным присутствием китайских товаров на практически всех мировых рынках, опутав же континенты новыми путепроводами, Китай, безусловно, в конечном итоге, подавил бы экономики послабее, а крепкие – весьма ослабил (речь идет прежде всего о Европе, Северную и Южную Америку Поднебесная пока не собирается массированно приобщать к плодам своего труда).
Несколько затихли российско-китайские проекты по строительству высокоскоростных железных дорог, один Казахстан по-прежнему хочет продолжать совместные работы, к слову, на его территории уже, в основном, построены и готовы к эксплуатации авто- и железнодорожные трассы. Ну, исторически это оправданно: в стародавние времена, когда только начинали прокладывать ту караванную дорогу, она проходила как раз по землям нынешнего Казахстана, в частности, и по Средней Азии вообще.
Кстати, первый маршрут Великого шелкового пути был проложен в Ферганскую долину: посланники императора прибыли туда заключить мир с кочевыми племенами гуннов, досаждавших империи своими набегами. Воевать пока не было возможности: всего лишь столетие назад Сражающиеся Царства объединились, для укрепления молодой империи начали строить Великую китайскую стену, а с кочевниками предпочли договориться о перемирии.
Позже основная ветвь маршрута пролегла через Индию и Персию к восточному побережью Средиземного моря, оттуда, из портов Леванта, доставка товара из Китая далее осуществлялась морем, к флорентийским, венецианским, византийским купцам. Существовал и морской Шелковый путь. Корабли из порта Гуанчжоу (город расположен на юге, через пролив от современного Гонконга), преодолев просторы океана, через Красное море и Нил попадали к Средиземному морю со стороны Египта, греческая Александрия была там оплотом торговли с иноземцами.
Караванные и водные дороги сплелись к семнадцатому – восемнадцатому векам в плотную сеть торговых путей, по которым бесперебойно доставлялся китайский экспорт и импорт. Надо сказать, что свое название – Великий шелковый путь – эти маршруты получили лишь в семнадцатом столетии.
Теперь, помимо множества запланированных направлений, множества складок Экономического пояса нового Шелкового пути, неделю назад неожиданно возникло предположение объединить Северный морской путь с Великим шелковым. Разумеется, стратегическим партнером должна стать Россия – ее северные морские границы, вдоль которых можно двигаться судам, длиннее рубежей других северных стран. Насколько осуществим этот проект – покажет время…